О Торжестве Православия

Первый воскресный день Великого поста именуется в Православной Церкви как Торжество Православия. В этот день во всех храмах проходят торжественные богослужения, а в кафедральных соборах и крупных городских храмах, по окончании Божественной Литургии, совершается чин Торжества Православия.

Что же это за празднование и как оно появилось?

История данного праздника связанна с периодом иконоборчества, который  берет свое начало в VIII веке и длится практически до середины IX века. На тот момент Византия уже перестала быть могущественной империей и являлась небольшим государством, окруженным арабами и варварами.

В 726 и 730 годах император Лев Исавр издал эдикты в которых запрещалось почитание икон. Это послужило началом иконоборческой ереси, которая не одно десятилетие волновала Церковь.

Почему так произошло сложно сказать. Возможно, император Лев Исавр хотел обратить в христианство магометан, у которых были запрещены изображения людей (в исламе разрешается изображать зверей и птиц и заниматься орнаментной живописью). В то же время в народной среде отношение к иконе было как к предмету с некоторой магической силой: например иконы брали в восприемники при крещении, соскабливали краску с образов и использовали ее во время таинства Евхаристии и прочее. И вдобавок ко всему, иконоборцы ссылались на ветхозаветный запрет на изображения и поклонение кумирам, который является 2 заповедью Декалога (см. Исх. 20:4-5).

После издания эдиктов Папа Римский Григорий II и Патриарх Константинопольский Герман отказались подчиниться указу императора.  В 727 году в Риме созывается собор, на котором подтверждается почитание святых икон. А патриарх Герман, за нежелание повиноваться императорской воле был смещен с кафедры, низложен и сослан, а на его место был избран патриарх – иконоборец Анастасий.

После Льва Исавра императорский трон занял его сын Константин Копроним, который вошел в историю как жестокий гонитель иконопочитателей. Во время его правления иконоборческие гонения с особой силой обрушились на монашество, которое твердо стояло за иконопочитание.

Одним из активных и ярких противников иконоборчества был прп. Иоанн Дамаскин, который составил 3 трактата против иконоборцев, доказывая в них, что в ветхом завете не допускалось изображение Бога так как он был невидим: когда же Бог, восприняв человеческую плоть, стал видимым, то Его можно и нужно изображать. Поклонение иконам не имеет ничего общего с идолопоклонством, так как, почитая материальный образ, мы воздаем ему поклонение, которое восходит к нематериальному Первообразу которому необходимо воздавать богослужебное почитание.

Данное учение преподобного Иоанна Дамаскина стало основой определения VII Вселенского Собора, который был созван в 787 году в Никее, во время царствования императрицы Ирины. Определение Собора гласит: «Поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным».

После Седьмого Вселенского Собора, в 815 году, при императоре Льве V Армянине вновь начались иконоборческие гонения, которые продолжились и при последующих императорах: Михаиле II и Феофиле.

Эпоха иконоборчества закончилась со смертью императора Феофила в 842 году. В 843 году его супруга, императрица Феодора, прекратила гонения и вернула всех, кто находился в ссылке и заточении.

11 марта 843 года в соборе Святой Софии в Константинополе было торжественно провозглашено восстановление иконопочитания.

В благодарность Богу, даровавшему победу Церкви над иконоборцами и всеми еретиками, и был установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется поныне во всей Вселенской Православной Церкви.

священник Евгений Ефимов