Радоница — пасхальное поминовение усопших

В православной Церкви, помимо Вселенских и великопостных родительских суббот, есть совершенно другой день недели, в который совершается поминовение усопших. Это вторник 2 седмицы по Пасхе. Именуется этот день Радоницей, от того, что продолжается радость о Светлом  Христовом Воскресении.

В этот день, впервые после Пасхи, совершаются заупокойные богослужения: после Божественной Литургии, по обычаю, совершается панихида.  

На Радоницу принято посещать кладбища, наводить там порядок после осени и зимы, совершать заупокойные молитвы. И эта практика не новая, еще в древности, о практике посещения кладбищ в послепасхальный период свидетельствовал свт. Иоанн Златоуст.

Факт того, что Радоница всегда сразу после Светлой пасхальной недели – в определенной степени обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, которая была одержана смертью и воскресением Господа нашего Иисуса Христа, призывает христиан вытеснить печаль о временной разлуке с родными. И, несомненно, с  пасхальной радостью, надеждой и верой находиться у мест захоронения.

И в то же время нужно помнить, что на кладбище нужно вести себя благопристойно. Христианину не подобает совершать языческие обряды, такие как разбрасывание еды и выливание водки на могилу. Это не соответствует христианскому духу. Если мы и приносим с собой на кладбище еду, то мы там должны совершить поминальную трапезу, а часть еды можно отдать нищим для поминовения.

Вообще, кладбища – это священные места, где покоятся тела усопших до будущего воскресения. Известно, что по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. Еще из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, поставленным над надгробием. Могила, можно так сказать,  это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. А крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Надо особо следить, чтобы места захоронения наших усопших сродников содержались в чистоте и порядке,  крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более уместен на  могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Свящ. Евгений Ефимов