«Непутевые заметки» о паломнической поездке в г.Санкт-Петербург

С 05-го по 14-ое июня 2019г. организованная группа паломников Свято-Никольского собора совершила поездку по маршруту г.Владимир Свято-Боголюбский женский монастырь — г.Печоры Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь — г.Санкт-Петербург Александро-Невская Лавра, Казанский собор,часовня Ксении Петербургской — о.Валаам, Валаамский монастырь — г.Сергиев-Посад Троице-Сергиева Лавра. Участник поездки, певчая Свято-никольского собора МИТРОФАНОВА ЕЛЕНА, написала вдохновляющую статью о путешествии.

Долгожданная поездка по святым местам России…

Уже стало доброй традицией в летнее время  посещать святые места  России. На сей раз маршрут был выбран необычный: долгий по времени, насыщенный по содержанию, далекий по расстоянию.

Группа паломников Свято-Никольского собора (53 человека) под руководством настоятеля о.Андрея и организатора Галины Алексеевны отправилась ранним утром 5 июня на комфортабельном автобусе в путь. Дорогу сопровождала молитва, читались акафисты, звучали православные песнопения, просматривали документальные фильмы о святынях. С особым интересом и вниманием слушали исторические обзоры о местах, к которым стремились, специально подготовленные Г.Веремеевой, рассказы батюшки о святых и святынях, доступные для понимания и осмысливания цели поездки каждому.

Первым «привалом» стало Боголюбово – городок Суздальского уезда, находящийся в 60 км от г.Владимира.

1

Праздник Вознесения Господня встретили в Боголюбском женском монастыре Рождества Богородицы . Монастырь занимает территорию дворца-замка князя Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания домонгольской Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. Ранняя литургия по монастырскому уставу. Благодатное служение праздничного хора, принятие святых Таин, монастырская трапеза, выполнение послушаний, окунание в  купели святого источника… Недалеко от монастыря находится церковь Покрова на Нерли, известная еще из школьных учебников- аккуратная белоснежная в  романовском стиле с барельефами, стоящая среди лугов на берегу истока речки Нерль – красивейшее место, которое удалось посетить.

2

На автобусе передвигаемся в г.Владимир. Величие Успенского собора. Димитриевский собор с  рельефами, изображающими животных и святых. Золотые врата – белокаменная башня XII века с дубовыми дверями, обитыми золоченой медью. Входим в Успенский собор: Богатейшая история, множество реликвий, среди которых фрески выполненные Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты. У святых мошей князя Андрея Боголюбского отслужили молебен с акафистом. Приложились к старинным иконам.

3 После ночлега, ранним-ранним утром,  продвигаемся далее- с молитвой. Минуем Москву по МКАД. И вот уже природа средней полосы заметно меняется : тонкостволые сосны, болотца, борщевик. Кстати,  за все время поездки, в разных местах мы видели лисицу, белочку, лебедей и уток, аистов и лося…

500м до границы с Эстонией. Печоры. Наш второй ночлег. Паломнический центр радушно принимает нас на территории бывшей воинской части. Спешно знакомимся с территорией. Наутро – ранняя божественная литургия в Псково-Печерском монастыре , Сретенском храме ,где сослужил наш батюшка о.Андрей.

4

Далее -экскурсия с профессиональным экскурсоводом.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь— один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.

5

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В Сретенском храме находятся списки с чудотворных икон Божией Матери «Троеручица» и «Взыскание погибших», рака с мощами преподобного Симеона (Желнина). Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря , имеет только передний фасад, её противоположная сторона уходит в гору. В XVIII веке церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Строительством руководил государев дьяк Мисюрь Мунехин. Затем над храмом построили Покровскую церковь. Таким образом, Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. Вход в Покровский храм осуществляется из дальних Богом зданных пещер. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

В Успенском храме находятся:

чудотворная Псково-Печерская икона Успения Божией Матери в житии (с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери); два чтимых списка с чудотворной иконы «Умиление» Божией Матери; рака с мощами преподобномученика Корнилия; икона святителя Николая в житии XVI века.

Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений с собранием более тридцати колоколов.

6

Монастырская ризница, или Большая казна (церковная сокровищница). В ризнице хранятся золотые и серебряные кресты, драгоценные оклады и ризы, плащаницы, облачения, золотая и серебряная церковная утварь, подарки монастырю от русских царей и императоров. Все эти ценные предметы были вывезены немецкими захватчиками во времена Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, после чего возвращены при помощи правительства ФРГ в монастырь в 1973 году при наместнике Алипии (Воронове). Псково-Печерский монастырь особенно знаменит старчеством. Один из них о.Иоан Крестьянкин, более 40 лет земной жизни бывший насельником обители и почивший здесь же в 2006г. Какое чудо! По благословению архимандрита Филарета нам удалось посетить келью старца, сохранившую свой вид до сих пор, помазаться святым елеем от лампадки, получить дары (келейные книжицы о.Иоана- каждому по наиболее явной своей немощи и простенькие конфетки в память о старце).

7

После трапезы  по молитвам батюшки нам посчастливилось получить благословение на посещение Богом Зданных пещер! Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. В дальних Пещерах – подземный храм Воскресения Христова. Ближние пещеры-В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы. Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги. Протяжённость дальних пещер составляет около 200 м. В них постоянная температура — около +10° С. Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря. Первым из мирян, захороненных в пещерах, был государев дьяк Мисюрь Мунехин (1528г.). На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен архимандрит Алипий (Воронов), в нише храма за мраморной плитой похоронены другие старцы монастыря. В алтаре храма находится мраморная икона Воскресения Христова. Среди мирян в пещерах погребены предки А.Пушкина, М.Кутузова, М.Мусоргского, и др. В настоящее время мирян в пещерах не хоронят; монахов же погребают в гробах, помещаемых в стены пещер, не засыпая землёй. При этом в пещерах отсутствует запах тления тел усопших. Воздух чистый и легкий. В январе 2019 года митрополит Псковский и Порховский Тихон заявил, что доступ паломников и туристов в пещерный комплекс будет ограничен из-за того, что температура в пещерах поднимается до 10-15° С, в то время как оптимальной является температура 5° С. Общее число захоронений составляет около 10 тысяч. Как же захотелось вновь перечитать книгу архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые»!

8

Едем дальше! По пути в город Псков сворачиваем в старинный городок Изборск. Снова прикосновение к истори: Изборская крепость, центральная достопримечательность этого пограничного города, защищавшего рубежи России на протяжение долгих веков подряд, особая аура Никольского собора, находящегося в стенах крепости, молитва у  старинных икон; часовенки, овражки, целительное Озеро 12 апостолов, купель святого источника. Времени мало, чтобы все объять!

И снова в путь! Оказывается, это была ночь (белая!), когда мы прибыли в город на Неве. Разведенные мосты, величие и масштабность. Ну, здравствуй, Питер!

 Александро-Невская лавра. Уникальная архитектура. Воскресный день. Божественная литургия в Свято-Троицком храме. Приложение к мощам Александра Невского- главной святыне лавры. В некрополях на территории лавры, входящих в музей городской скульптуры, покоятся скульпторы, композиторы, художники. На одном из них мы побывали.

14

 Следуем в Иоанновский ставропигиальный монастырь – место паломничества множества людей. Здесь, в храме-усыпальнице, покоятся мощи святого праведного Иоанна Крондштатского. По благословению о.Андреем прочитан акафист, помазаны святым елеем у мощей. Особенное, благодатное служение.

15

Расположились на ночлег в Успенском подворье   монастыря «Оптина пустынь». Продолжаем наслаждаться видами Санкт-Петербурга в пеших прогулках- Исаакиевский собор,  Медный всадник, огромные лайнеры и небольшие прогулочные катера на каналах и на просторах Невы, неповторимая архитектура мостов, зданий и сооружений Невского проспекта!

И вот наступает кульминация нашего путешествия – поездка на о.Валаам. Выезжаем спозаранку в портовый город Сортавалу. 300км серпантина дороги – за окном мелькают пейзажи карельской природы, ремонтные участки пути,   непривычные карело-финские названия поселков. С молитвой преодолеваем неудобства и беспокойства. У причала нас ждет белоснежный теплоход «Пребодобный Серафим». Погода на удивление- безоблачное небо,  спокойная гладь Ладоги.

Остров Валаам  самый крупный из Валаамского архипелага. Здесь наша группа разделилась на 2, к каждой прикреплен профессиональный православный экскурсовод. Первое, что замечается –цветущие сады, сирень, всюду цветы. Остров покрыт в основном хвойными лесами. Воздух- упоительный! Затаив дыхание, слушаем рассказ экскурсовода : « Спасо-Преображенский Валаамский монастырь- особая обитель земли русской. Возникновение и развитие христианства на Валааме – это далекое прошлое, по преданиям, дошедшим до наших дней, совпадает со временем крещения Руси. Первые христиане, появившиеся в этих землях – это иноки преподобные Сергий и Герман. Упорный труд и молитвы Валаамских Чудотворцев положили начало для основания этого поистине знакового места для всех верующих. Предания, сохранившиеся в церковной обители, рассказывают, что преподобные Сергий и Герман являлись миссионерами греческой церкви, а сама территория входила в состав владений Княжества Великого Новгорода. Главный же расцвет, развитие обители, возведенной во имя Преображения Господня, пришелся на XV – XVI века. Место основания и развития Валаамского монастыря не могло быть выбрано лучше. В самое сердце природы-матушки смотрели основатели, возводя на островах эту святыню. Комплекс возводился и развивался максимально удаленно от мирской суеты. Острова архипелага, со всех сторон окруженные водой, идеальны для духовного служения, уединения и ведения тихой жизни иноков.

Территория архипелага включает в себя порядка 50 островов, в основном маленьких по площади. Более трех четвертей общей площади архипелага занимает главный остров – Валаам.

Чуден и восхитителен этот край. Удивительная и разнообразная растительность насчитывает почти 480 различных растений, среди которых есть занесенные в Красную книгу. Птицам и рыбам, множеству представителей мира животных – всем нашлось место в этом святом крае. Почти вся территория заросла хвойными лесами. Она испещрена скалами, о многие из которых разбиваются могучие волны Ладожского озера. Красота этих мест, воистину, неземная! Самой судьбою, а может быть, волей Божией, суждено было на этом месте расположиться духовному центру Руси Православной, получившему название Северного Афона. Первые десятилетия пустынь, на которой обосновались монахи, постоянно подвергается нападениям со стороны шведских наемников. Получив отпор от войска русского, они в бессильной злобе нападали на беззащитных монахов, сжигали и разоряли их обитель. Во время одного из таких нашествий было принято решение перенести святые мощи преподобных Сергия и Германа в Новгород. И лишь в конце 11 столетия, после того как угроза была ликвидирована, мощи были возвращены на Валаам. Однако, остерегаясь угрозы будущих набегов и осквернения святыни, было принято решение схоронить их глубоко внутри скалы, в специально вырубленной для этого могиле. И поныне святыня хранится в этом месте.

Более активное развитие началось в середине XIV века, после заключения мира со шведами. Шведский король Магнус Второй, пытаясь попасть на главный остров архипелага, после безуспешных попыток и многих дней скитания по морям, принял решение отречься от престола. Он прекратил попытки развязать войну. Более того, сменив царский сан на простую рясу священника, он познал истину и стал носить имя Григорий.

Вплоть до 16-го столетия монастырь активно развивается. Правящие в разные годы цари государства Российского с особой благосклонностью и заботой относятся к святыне. Они освобождают тамошние земли от налогов и сборов, а природу островов защищают особыми указами, запрещая, в том числе, охотиться и вырубать леса.

Трагическая история, не раз выпадавшая на долю монастыря, повторилась в 1578 году. Шведы вновь развязали захватнические войны. Подвергая истреблению и гонениям карелов, они напали на Валаамский монастырь и безжалостно порубили мечами старцев и послушников, не отказавшихся от своей веры – Православия. Трудные времена не раз выпадали в виде испытаний на долю иноков. Не обошла беда стороной и в самом начале XVII века. В то время правил обителью игумений Макарий, когда коварное нашествие шведов принесло на святые земли полное разорение, погибель многих истинных служителей Православия. После этого на земле обосновались захватчики, построив свои дома на святой земле, стремясь полностью искоренить следы православия. Более ста лет территории находились в ведении шведского короля, а иноки были либо уничтожены, либо изгнаны с этих земель.

Восстановление Валаамского монастыря связано с именем Петра Великого. Именно Петр I повелевает возобновить монастырь сразу же после того, как с Валаама изгнали захватчиков. Указ императора, изданный в 1715 году, повелевал начать полное восстановление обители на Валааме. Помощь в становлении земель оказывал Кириллов монастырь, откуда поставлялась утварь, припасы, инструменты для разных работ и многое другое. Находясь под надежной защитой государства российского, святыня развивается наиболее активно, возводится все больше церквей, развиваются другие здания и сооружения. Развитие велось столь стремительно, что уже к 1811 году на территории монастыря нет ни одного деревянного здания. Все строительство ведется только из кирпича. Активное и динамичное развитие Валаама продолжается вплоть до конца XIX – начала XX веков.

Территория, на которой располагалась пустынь, почти целое столетие находилась в составе Финского Великого Княжества. В те годы это была часть Российской империи. Страшные события, преследовавшие церковь после установления на территории России власти большевиков, миновали Валаамскую обитель, сохранив ее созданный многими столетиями величественный облик.

После победы в войне 1941-1945 года священнослужители, спасаясь от власти Советов, вынуждены были покинуть святые земли. Они обосновались на территории теперь уже независимой Финляндии, где на предоставленную помощь основали Ново-Валаамский монастырь. Эта обитель является действующей и в наше время. Сам остров в это время переживает новую стадию развития, никак не связанную с верой. Поначалу здесь открывают школу боцманов, а затем дом для инвалидов. Много позже, стремясь сохранить историю в целостности, здесь открывается Музей-заповедник. И только в 1989 году, после известных событий свержения власти коммунистов и атеистов, в Валаамский монастырь возвращается монашеская жизнь.

С 1991 года монастырь переходит в подчинение Патриарху Московскому и Всея Руси. В настоящее время обитель насчитывает около 150 послушников, а всеми делами руководит назначенный игумен – Епископ Троицкий. Восстанавливается и развивается весь комплекс. В настоящее время из 13 скитов на территории архипелага восстановлено 10. А к великой дате – юбилею Крещения Руси, который был широко отмечен в 2008 году, возведен Владимирский скит.

Здесь имеется резиденция патриарха, музей и даже мастерская, оборудованная всем необходимым для иконописи. Из светского направления развития обители следует отметить открытие амбулатории с самым современным оборудованием. Создана она на средства благотворителей.

Значительное внимание уделено соблюдению установленного векового порядка, монашеского богослужения. Восстановлен, активно развивается и популяризуется знаменитый хор братьев Валаама. (К счастью, нам удалось присоединиться к финской группе паломников и услышать презентацию праздничного хора Валаамского монастыря!). Активное развитие этих мест привлекает десятки и сотни тысяч верующих и просто гостей со всех уголков необъятного земного шара. Люди едут, чтобы не только насладиться величием и красотой мест, но и для духовного наполнения, очищения и восстановления сил.  Хочется верить, что тяжелые испытания, гонения и лишения, выпавшие на долю святыни, ушли в историю навеки. И Валаамский монастырь милостью Божией будет развиваться, укрепляться и совершенствоваться. Пусть же веками над могучими водами Ладоги проносится звон церковных колоколов, неспешно и величественно проходят богослужения, предаются молитвам иноки и прихожане. А вместе с ними будет крепнуть вера людей и стремление их к праведной жизни, в основе которой лежит Великая судьба и вековая история святыни земли Русской».

Наутро, на Божественной литургии  в Успенском Соборе Санкт-Петербурга мы возблагодарили Господа за посланную нам милость и дар созерцания красот Валаама. Кстати сказать, Успенский собор тоже красивейший храм  с множеством старинных икон, среди которых образ Божьей Матери «Скоропослушница» в греческом стиле. Особенность богослужения в греческом стиле, причастие, —  вновь коснулись благодатью наши сердца.

26

Следующий маршрут – Смоленское кладбище, где находится часовенка  Ксении Петербургской.

Подав записочки, приложившись к мощам блаженной и получив помазание, пропев акафист, мы направляемся к Казанскому собору, оттуда- к храму Спаса на Крови.

По пути следования краткие обзоры нам любезно предоставляет Юлия Митряшкина, гостившая в Питере и приехавшая специально на встречу с нами. Пешая прогулка, фото на память   завершила наше пребывание в северной столице. Мы направляемся в город Сергиев Посад.

31

Прибыв в Троице-Сергиевскую лавру- образовательный, издательский центр РПЦ, мы сразу же направляемся в Троицкий собор. Храм расписывала артель Андрея Рублева, для его иконостаса он сотворил знаменитую «Троицу». Оригинал иконы находится в Третьяковской галерее, в соборе же— точный список. Главная святыня Троице-Сргиевской Лавры — серебряная рака  с мощами преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Российской. Беспрестанное умилительное звучание акафиста преподобному, нескончаемый поток паломников… Посетили и  Серапионову палату, где находятся еще около 500 православных реликвий, Покровский храм (храм студентов МДА), храм Параскевы Пятницы, Успенский собор,- всюду с благоговением прикладывались к святыням,  подавали записочки, знакомились  с красотой внешнего облика лавры. Имели возможность скупнуться в святом источнике купели Саввы Сторожевского, ученика Преподобного Сергия Радонежского.

Вся группа паломников бесконечно благодарна инициаторам, организаторам, руководителям поездки, водителям автобуса, принимающим сторонам, друг другу за подаренную радость, проявленное терпение, мудрость. Всем желаем доброго здоровья и всех Благ.

Слава Богу за всё!

37