14 ОКТЯБРЯ — ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Что означает этот праздник и какие события легли в его основу? В Х веке во время осады Константинополя, в которой, кстати, принимали участие и наши предки — славяне, русичи, — по преданию, произошло чудесное событие. Во время всенощного бдения во Влахернском храме, где хранились риза Богоматери и Ее пояс, находился блаженный, юродивый Андрей, со своим учеником Епифанием.
По обыкновению, он стоял на службе иногда до полуночи, иногда до утра, как хватало сил. И вот в четвертом часу ночи, как сказано в его житии, видит он величественную Жену, идущую со свитою от Царских врат. Юродивый узнал среди шествующих святого Иоанна Предтечу и апостола Иоанна Богослова. Они поддерживали Пресвятую Богородицу. И еще многие святые в белых одеждах шли впереди и сзади Нее, пели гимны и духовные песни.
Когда Она приблизилась к амвону, блаженный Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И они увидели, как Она, встав на колени, начала молиться и молилась долго, обливая слезами Свое пречистое светоносное лицо. Затем, окончив здесь молитву, Она подошла к престолу и начала молиться возле него за весь предстоящий, находящийся в храме народ. По окончании же молитвы Она сняла с Себя блистающее, как молния, покрывало (омофор), которое носила на главе, и распростерла его над всем стоящим народом.
Святые Андрей и Епифаний видели покрывало до тех пор, пока была там Пресвятая Богородица. Когда же Она отошла, невидимо стало и покрывало.
О видении этом узнали не только в Константинополе. Вскоре осада города была снята. И как это не раз случалось в истории Церкви, местное событие, ограниченное местными обстоятельствами, как бы переросло себя, расширилось до вселенских размеров и до вселенского значения. В греческой Церкви из-за многих смут это священное событие не нашло должного почитания. Зато на Руси Покров приняли все. Его отмечают 14 октября (н. ст.). Забылась историческая связь событий, забылись конкретные обстоятельства, но остался образ Матери, прикрывающей и защищающей Своих в беду попавших детей.
Удивительно, что Русь, приняв этот праздник, засвидетельствовала, что не слава русского оружия важна ей, а истина. Русь языческая потерпела военное поражение, но Русь христианская стала выше своих государственных интересов и увидела в празднике Покрова огромное духовное значение и смысл. В чем же он открывается нам?
Прежде всего, суть праздника в том, что чествуется Мать. Которая через крестную смерть своего Божественного Сына усыновила все человечество. Мать принимает в сердце все наши горести, все страдания, всю безудержную боль нашего существования. Мать не может остаться равнодушной к горестям и страданиям детей. Вспомним слова праведного старца Симеона, сказанные Пресвятой Богородице, когда Она принесла Младенца во Храм:
«И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Мать Иисуса Христа, принявшая всю страшную боль страдания, когда стояла у Креста Сына, не замкнулась в этом страдании, не возненавидела людей, причинивших муки Ее Сыну. Ее последующую жизнь можно было бы определить очень простыми словами — непрерывно возрастающее сострадание и жалость ко всем, претерпевающим страдание. Ее материнское чувство возвысилось до материнства всему человечеству. Ни возмездие, ни гнев праведный не родились в Ее сердце, но родилась боль за всех, все стали Ею духовно усыновлены. Над всеми людьми, над каждым из нас держит Она Свой невидимый Покров. На протяжении веков люди ощущали и духовным взором видели светлый покров над миром и радовались ему, и находили в нем утешение.
Богоматерь, Госпожа и Царица мира, как сказал святой блаженный Андрей, плачет о мире. Но не только 1000 лет назад слезно молилась Богородица, молится Она и сейчас, и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века так будет. Не только над присутствовавшими тогда в храме или городе простерся Ее Покров, но над всеми христианами. Божия Матерь — посредница между небом и землей. Она есть ходатаица мира, возносящего молитвы к престолу Спасителя. Она есть любовь, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. Перед Сыном Своим Она молит о прощении всех. Грех ранит Ее сердце, но ответствует Она на эту рану любовью и слезами. Оружие и ныне проходит Ее сердце. В Ней, Ее волей и любовью, происходит чудо преобразования греха и злобы в очистительный плач и искупительную любовь. Это тайна духа, ибо у нас в жизни обычно действует закон или равнодушия, или возмездия. Справедливость мира и мудрость мира не могут постичь высоты милости. И жестокосердие порождает вечную борьбу. Если бы людям удалось увидеть слезы Богородицы, дрогнули и растопились бы жестокие сердца. Ибо не может быть такого окамененного сердца, которое не расплавилось бы любовью о нем Милосердующей Матери. На злобу—любовь, на грех—слезы, на хулу — прощение, на вражду — благословение.
Как нам понять эту высоту любви, когда мы постоянно заняты выискиванием виновных и тех, кто первый начал обиду, оскорбление, борьбу! Не может остановиться ком противоречий, потому что мы пытаемся разделиться с неправыми и грешниками. Разделиться, размежеваться, изгнать их из нашего общества, отделаться от них, может быть, даже убить с чувством справедливости и исполненного долга. Но не так исцеляется грех. Над всеми Покров Богородицы. Она не стремится отделить праведных от грешных. Ранится и раздирается сердце Богоматери за каждого из нас. Если бы мы только увидели, чьими слезами омываются наши падения и наша злоба!
Но увидеть дано не каждому. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — говорит Евангелие. Тот, кто очищал свое сердце от страстей и грехов, у того открываются очи духовные. Вот перед нами юродивый Андрей, который узрел в храме молящуюся и плачущую Богородицу. Из жития его мы видим, что он вовсе не простой бездомный нищий.
Мальчиком он попал в рабство в Константинополь. Но за свой добрый нрав и кротость заслужил любовь и доверие хозяина, который стал заботиться о его воспитании и образовании. Святой Андрей обучился многим наукам и более всего стал изучать Священное Писание. Сердце его нашло путь к Богу. И тут нужно сказать, что каждому Господь предлагает особое служение. «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14. 2).
Однажды приснился Андрею сон, где были показаны ему противостоящие друг другу силы тьмы и света, духи злобы поднебесные и Ангелы Божии. Видел он силу и славу одних и грозные с виду, но мерзкие действия других. И предложено было ему выйти на борьбу с темным бесом. Он победил во сне, поддерживаемый Ангелами, но, проснувшись, почувствовал, что жизнь его с этого дня должна быть продолжением этой борьбы. Слова, сказанные во сне: «Ступай с миром! С сего времени ты будешь нашим другом и братом. Иди на подвиг добродетели: будь нагим и юродивым ради Меня», —слова эти он воспринял как призыв. Он помолился, взял нож, пошел к колодцу, снял с себя одежду и стал резать ее на части, представляясь лишенным разума. Когда его увидели люди, они начали скорбеть о его безумии, и блаженный Андрей был отпущен с миром. Начался его подвиг юродства.
Для современного человека, может быть, этот путь наименее понятен и почти неприемлем. Почему, зачем надо отказываться от благочестия и приличий, от благолепия жизни и поведения? Не создал ли Бог Сам красоту строя жизни и не учил ли помогать, служить людям заботой? Что же дает юродство человечеству, зачем оно?
Юродство во Христе представляет собой особый вид христианского подвижничества. Одушевляемые горячей любовью к Богу, юродивые, не довольствуясь всеми другими лишениями и самоотречениями, добровольно принимали вид безумцев, не знающих ни приличия, ни чувства стыда, позволяющих себе иногда и соблазнительные для всех остальных действия: ругань, гнев, крик.
Тайну юродства со стороны, видимо, нельзя постичь, но зачем оно в мире и зачем оно миру — понять можно. Все у нас тут имеет способность перерождаться и вырождаться, все заражается грехами, и, прежде всего, гордостью и тщеславием. Благочиние, благообразие, благонравие как-то незаметно переходят в лицемерие и равнодушие. Юродивый как бы разрушает эту нарастающую на сердцах броню. Разбивая форму благочестия, он разбивает и возможность соблазниться благочестием, то есть сделать его целью и удобством жизни. Церковь не может быть удобным местом для жизни, она — передний край битвы, с которого нельзя устраниться, но можно только дезертировать в покой и уют. Презрев покой и уют, юродство как бы навсегда пробило брешь в обывательском сознании. Даже если мы никогда не задумывались об этом, сам вид юродивого останавливает и заставляет задуматься: что есть наша земная жизнь? и что есть Царство Небесное?
При полном разуме, представляясь умалишенными, Христа ради юродивые подвергались непрестанным оскорблениям, нередко были почти всеми отвергнуты и оставлены. Живя в обществе, они были одиноки, как живущие в диких пустынях. Отказавшись от всякой собственности, от всех удобств и благ жизни, свободные от привязанностей к земному, не имея определенного пристанища и подвергаясь всем случайностям бесприютной жизни, эти избранники Божии являлись как бы пришельцами из другого мира. Они — антитеза нашей жизни. Пища, одежда, жилище, казалось, не составляют для них существенной потребности и необходимой жизненной принадлежности.
Но при этом юродство сохраняло высокий дух, непрестанно возводя очи ума и сердца своего к Богу, постоянно «горя духом» перед Ним. Перенося безвинно столько оскорблений и лишений, юродивые были чужды духовной гордости, считая себя великими грешниками. Юродство Христа ради — это добровольное, постоянное мученичество, постоянная борьба против себя, против грехов в себе и против дьявола и мира, который он подчинил себе, — притом борьба самая трудная и жестокая.
Отрекшиеся от так называемого здравого смысла человеческого, юродивые совершали, однако, такие гражданские подвиги любви к ближним, какие недоступны другим. Не стесняясь говорить правду в глаза, они своими словами или поступками то обличали сильных и грозных мира, то поддерживали, казалось, никому не нужных людей. Юродивые нередко спускались на самое дно общества с целью исправить и спасти падших и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. Кроме того, часто они имели дар пророческий и предсказательный и избавляли сограждан от бедствий, предвещая грозные опасности.
Подвиг юродства требовал от святых подвижников высокой мудрости, чтобы бесславие свое обращать в славу Божию, в назидание ближним, не допуская в смешном греховного, в кажущемся неблагопристойным — ничего развращающего. Юродство вместе с тем есть и великое доверие к Богу: отказ от мудрости человеческой, чтобы явлена была в мире мудрость Божественная.
Вот и открылась святому блаженному Андрею одна из сокровенных тайн бытия человечества — неустанное слезное моление Богоматери за всех нас. «Видишь ли Царицу мира?» — спрашивает он нас. Вот Ее омофор покрывает род людской, не перестающий воевать и выяснять свою человеческую правду, в борьбе за которую немилосердно проливается кровь.

Покров не только говорит нам о нашей небесной защите, но и зовет, учит следовать, ну хоть немножко следовать этой милости и единению с другими, только тогда духом Божиим будут врачеваться неправды человеческие.

(По материалам «Православной газеты»)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс